Рождение ребенка обычаи. Рождение ребенка: русские обычаи. Крещение: «бабкина каша» и «обмывание копытец»

Рождение малыша – самый волнительный момент в жизни его родителей, к которому они готовятся с особым трепетом и тщательностью. На протяжении всей истории человечества рождение ребенка сопровождалось определенными традициями и обрядами. Приход в мир нового человека – это радостное и торжественное событие, каждый народ наделяет его особым смыслом и имеет свои обычаи. В каждой стране есть свои собственные традиции, связанные с рождением малыша, некоторые из них очень трогательные, а некоторые странные…
К ХХI веку многие из них устарели и ушли из обихода новоиспеченных родителей и их близких, а некоторые, немного видоизменившись, продолжают сопровождать родившегося человечка с первых дней его жизни.
В России стараются никому, кроме самых близких родственников не показывать малыша сразу после рождения и сохранять мелочи, связанные с его появлением на свет и первым годом жизни, такие как бирка из роддома, первый локон, первая пустышка...
Существующие традиции при рождении ребенка в России связаны с языческими верованиями славян. Славяне верили, что с рождением ребёнка на небе загорается новая звездочка именно над тем местом, где появился малыш, и гаснет в день его смерти. Чтобы здоровье младенца было крепким, выпекали хлеб в печи. А если ребёнок рождался слабым и хилым, над ним совершали обряд «перепекания»: помещали в тёплую печь с соответствующим приговором.
Именно с традицией «припекания» связаны многие сюжеты народных сказок: когда детей сажают в русскую печь или они сами там прячутся.
Поздравление с рождением ребёнка принимали не раньше, чем на 10-й день после появления младенца на свет. Воду после первого купания девочки выливали в кусты малины – для красоты малышки, а воду после купания мальчика на дорогу – для счастливой жизни.
Богаты на обычаи были и крымские татары.
Тому, кто первым сообщал новость о появлении на свет младенца отцу, бабушкам и дедушкам, дарили деньги или подарок, особенно ценный, если рождался мальчик.
Обычай «чилле», аналоги которого существовали и во многих азиатских, арабских и даже европейских народах, требовал соблюдения периода изоляции мамы с младенцем от посторонних «дурных» глаз. Длился он 40 дней.
Когда ребёнку исполнялся один год, его стригли наголо, а волосы сохраняли навсегда.
Ногти не стригли до той поры, пока младенец не мог зажать в кулачке мелкие монетки – причём, чем больше монета, тем лучше для будущего благосостояния.
Тот, кто первым увидел зубки ребёнка, должен был вручить малышу подарок.
Имена детям обычно давались на 10-й день, но нельзя было называть малышей именами близких родственников.
Люлька по наследству
Очень интересный и давний обычай, который был связан с рождением малыша, был у грузинов. Эти люди берегли в семье на протяжении многих поколений детскую люльку. А дальше передавали ее по наследству. Так грузины верили, что их род не переведется, а дружба между папами и дедушками будет крепкой, искренней и долговечной.
Предсказание будущего в Армении
Как только у малыша прорезается первый зубик, его родители устраивают праздник Агра Хадиню. Во время этого мероприятия малыша усаживают на пол, а вокруг него раскладывают самые разные предметы: ключи, монеты, рулетку, стетоскоп, книгу и предлагают малышу что-нибудь выбрать. В зависимости от выбора малыша ему предрекают будущее, к примеру, малыш, выбравший рулетку, во взрослой жизни, скорее всего, будет связан со строительством.
Цыганское счастье
Рождению ребёнка радовались в цыганской семье, как бы ни была она бедна и многодетна. Только после рождения первого ребёнка, особенно если это был мальчик, молодая женщина становилась полноправным членом семьи мужа.
Что касается поведения женщины, ждущей ребёнка, то тут существовали обычаи, а точнее суеверия – примерно того же типа, что и у всех народов Европы. Они носили магический характер. Например, беременной запрещалось смотреть на пожар – иначе на лице ребёнка могут появиться родимые пятна. Нельзя перешагивать через натянутую веревку, через забор - иначе пуповина может задушить ребёнка. Нельзя отгонять ногой собаку - иначе у ребёнка на теле может вырасти щетина. У цыган имелись также и вполне рациональные, здравые обычаи, продиктованные заботой о здоровье матери и новорождённого. Например, считалось невозможным отказать беременной в желаемой пище.
Ни в коем случае цыганка, ожидающая ребёнка, не подходила к беседующим мужчинам. Особенно строгим был закон, запрещающий ей перейти дорогу мужчине-цыгану, а также запряженной лошади.
Однако она по-прежнему ходила гадать, а, вернувшись, бралась в шатре за свои повседневные обязанности.
Для того чтобы сообщить соплеменникам о поле новорождённого, например, у кэлдэрарей существовал следующий обычай: на другое утро после родов одна из близких родственниц ходила с ведром чистой воды, взятой из колодца. В ведре должна была лежать иконка. Цыганка ходила по шатрам и брызгала водой на людей и домашнюю утварь. Когда она заходила в шатёр, то приветствовала хозяев в форме здравицы, например: «Те авен састе тай бахтале» (буквально: «Чтобы вы были здоровы и счастливы»). Хозяева спрашивали, кто родился, и желающие бросали в ведро серебряные и золотые монеты, которые затем передавались родителям новорождённого в качестве подарка.
Первые шесть недель мать и дитя особо тщательно оберегали от злых духов. Ребёнка повязывали красной лентой, чтобы его не сглазили. Старухи вешали детям не шею маленький мешочек, в котором лежали разные травы, кора дерева, поражённого молнией, ладан, кусочек тела летучей мыши. Это был талисман.
Женщину изолировали от членов табора, а по возможности и от членов её семьи. Она не должна была даже прикасаться к общей посуде. Ела она отдельно, а столовые предметы, которыми она в это время пользовалась, потом выбрасывали. Новорожденного никто, кроме матери, не брал на руки. Эти ограничения соблюдались шесть недель. Понятно, что такие обычаи позволяли соблюдать элементарные нормы гигиены и сводили к минимуму вероятность инфекции.
Существовал ряд обычаев магического характера, специально направленных на сохранение жизни ребёнку. Многие себе представляют цыгана с серьгой в ухе - а ведь это было не просто украшение. Серьгу вдевали в ухо как оберег. Если ранее в семье умирали дети, то новорождённому давали магическую защиту.
В цыганской семье, потерявшей нескольких детей, запрещалось есть куриные яйца.
Интересен обычай выкупа умирающего или больного ребенка чужим человеком с тем, чтобы исцелить его. В шатёр, где болел ребенок, заходил заранее выбранный родителями цыган (не родственник) и говорил:
- Лем лес анде дром, киндем лес пе дуй копейчи те траил манге, сар муро щав те авел зурало. - В буквальном переводе это означает: «Взял его с дороги, купил за две копейки, чтобы жил для меня и был, как мой сын, здоровым».
Гость давал родителям больного ребенка деньги или какую-нибудь вещь для ребенка, например, пояс или рубашку. Ценность выкупа не имела никакого значения, это могли быть и 2 копейки и 100 рублей. При этом ребенок оставался жить с родителями, то есть обычай носил символический характер.
Адыгея
Когда в семье рождается ребёнок, то на крышу дома вывешивается флаг в честь рождения ребёнка. Если родилась девочка, то флаг из пестрой ткани, а если мальчик, то ткань однотонная, как правило, красная. Флаг символизирует, что ребёнок жив, мама жива, что все хорошо. Все празднуют рождение человека. Это цена рождения человека, когда он появляется на свет. В честь рождения ребёнка в течение года сажается дерево. Дерево сажает дедушка по отцу, в отцовском дворе дома. Ребёнок будет поливать дерево, ухаживать за ним, радоваться, когда оно цветёт, плодоносит, осыпает листву. И воспитание ребёнка растёт вместе с деревом, как часть этой природы. Ребёнок не чужое явление, а единое целое с природой. Человек –часть окружающей среды.
Только лишь после рождения изготавливается из дерева колыбель, в которой качают ребёнка. Заранее адыги ничего не готовят до рождения ребенка. Постельные принадлежности готовятся родителями мамы, говорят, если постельное бельё будет приготовлено отцовской семьёй, то она или он не будут счастливы в браке. Первую в колыбель укладывают кошку, а не ребёнка, чтобы младенец спал так же крепко. Как правило, ребёнка укладывает в колыбель бабушка по отцу через две недели после его рождения.
Все в жизни адыгов воспето от рождения и до смерти. В колыбельной песне воспеваются образы будущего. Бабушка качает колыбель и поёт песню о том, каким он храбрым будет, каким он щедрым будет, каким он хорошим охотником станет. Девочке поют, какая она красавица будет умница, рукодельница, какая она будет добрая мама. Это поётся в высокой поэтической форме.
Когда малыш начинает ходить, семья устраивает обряд «Первого шага». На это торжественное событие приглашается много гостей, готовится праздничный стол, устраиваются игры и танцы. Ноги малыша завязывают ленточкой, и самая старшая представительница семьи разрезает её ножницами со словами: «Расти сильным и здоровым, малыш». Это делается, чтобы в будущем малышу ничего не мешало идти вперед.
Следом проводят обряд по определению будущей профессии малыша. На стол кладут разные предметы – книги, ручки, деньги и различные орудия труда. Затем малыша подводят трижды к столу и если во всех случаях он берёт один и тот же предмет, то это знак при выборе его профессии.
Печется круглый, сладкий, твердый хлеб на молоке, но не дрожжевой – это символ земной тверди. Этот хлеб кладут на круглый ритуальный адыгский стол с тремя ножками и ребёночка ставят одной ножкой и вырезают аккуратно вокруг ноги. Этот кусок хлеба дают скушать малышу, а остальной хлеб делится детям и взрослым по маленькому кусочку. Все должны отведать кусок этого хлеба в поддержку уверенной жизни малыша, чтобы он не спотыкался в жизни.
«Первый раз побрить ребёнка»
Этот праздник проводится родителями отца. До года волосы девочек и мальчиков не стригут. Волосы, с которыми ребёнок родился, называют «Мышиные волосы». После года надо официально сбрить волосы. Приглашается человек покладистого характера и деловой. Кладётся кругом веревочка на колени бабушки и сажают на эту веревочку ребёнка. Если побрить по обряду, то считается, что вырастут волнистые волосы. Человек, который бреет, в дальнейшем считается, что он курирует жизнь ребенка и сопровождает его по жизни.
«Первый зуб выпал»
Пока не выпадут все молочные зубы, их нельзя выбрасывать просто так. Выпавший зуб и один кусочек древесного угля заворачивают в белую однотонную тряпочку и перебрасывают через крышу дома. Никто не следит за кулёчком, попал на крышу или перелетел крышу.
У многих народов принято также дарить молодой маме и другие подарки.
Подарки и дары для мамы
По чувашской традиции после рождения малыша муж дарил своей жене дорогие подарки: украшения, одежды. А в украинском Полесье был другой обычай. Когда ребенок появлялся на свет – муж высаживал дерево.
Азербайджан
Во время беременности азербайджанская женщина старается все время быть приветливой и обходительной, почаще задерживать свой взгляд на красотах природы: цветах, воде, небе. Считается, что это будет способствовать рождению красивого и здорового ребёнка.
После родов и обрезания пуповины младенца купают. В воду при купании добавляли соль: чтобы ребенок был правдивым, отличался смелостью и сообразительностью. Мать не приближается к новорожденному во время купания. Младенца приносят к ней уже после купания, чтобы с этой минуты уже больше не разлучаться.
Прибавление в семье новобрачных превращается в большой семейный праздник. Особая роль у матери невесты, которая готовит постель своему первому внуку или внучке. Как только ребенок появляется на свет, бабушка начинает праздничные приготовления: готовит шелковую постель, покупает колыбельку и всё это украшается алыми лентами. Навещать внука или внучку приходят через 40 дней после рождения: ребенку дарят подарки, а в колыбельку кладут деньги.
Когда у ребенка прорезываются первые зубки, дома из семи видов зерновых культур готовится еда и проводится обряд. Согласно верованию, благодаря этому зубы у младенца прорезаются быстрее и безболезненно.
Только после того, как ребенок достигает годовалого возраста, ему стригут ногти и впервые состригают волосы.
Эстония
Если желали, чтобы родился мальчик, под матрац клали топор, если девочка - иголку. Важным считался день и время рождения. Понедельник, среду и пятницу считали несчастливыми днями, когда не начинали ни одну работу. Несчастливыми они были и для начинания жизни. Ребенок, рождённый в воскресенье, был особенно счастливым, и это поверье сохранилось по сей день. Вечерний ребёнок был счастливым, а утренний должен был всю жизнь много работать, чтобы свести концы с концами. По всей Эстонии существует традиция, когда новорождёного принимали в одежду противоположного пола, мальчика в женскую рубаху и наоборот. Это делали для того, чтобы уберечь его от злых сил и чтобы ребёнок обязательно вступил в брак.
Для ребёнка промежуток времени от рождения и до крещения был самым опасным. Ребёнка никогда не оставляли одного и всю ночь горел свет. Имя ребёнку обычно давали в честь дедушек и бабушек или использовали церковный календарь. Ребёнку нельзя было давать имя отца или матери. Ребёнка крестили в возрасте 2-3 недель дома или в церкви. В Эстонии много малых остовов и отдаленных деревень и хуторов, которые пастор посещал всего несколько раз в году, поэтому все церковные обряды проводились там вместе, от крещения до отпевания покойника.
Киргизы
Рождение ребенка считалось у киргизов самым главным и радостным событием в жизни семьи и рода. Его благословляли на долгую и счастливую жизнь седобородые аксакалы, умудрённые опытом и имеющие большое уважение среди аильчан, пожилые женщины. Ребёнок в семье - это продолжатель рода и его традиций, это символ бессмертия народа. Поэтому ещё до рождения ребенка беременную женщину всячески оберегали от тяжёлых домашних забот, запрещали выходить за пределы аила без сопровождения, различными магическими действиями оберегали от нечистых сил и злых духов. Для предохранения от них беременная женщина прибегала к разным амулетам. Она обязательно привешивала к своей одежде амулет \"тумар\" с зашитым в неё изречением из Корана, также амулет из когтей медведя \"аюу тырмагы\", лапы филина \"укунун тырмагы\", охраняющий от \"кары\" и \"албарсты\". Амулет носили по левую сторону груди, возле плеча. Для охранения рожающей женщины от злых духов во время родов в юрте днём и ночью горел огонь. Около очага клали нож остриём к двери. На решётчатый остов юрты - \"кереге\", над головой женщины вешали заряженное ружьё. Эти предметы, по поверью, отпугивали и отгоняли злых духов и вредоносные силы.
По обычаю первой пищей новорожденного являлось топленное коровье масло - \"сары май\", которое ему давали сосать, затем надевали первую рубашку - \"ит койнок\" - собачья рубашка. Её шили из лоскутов белой ткани, взятой из белья у старого человека или у многодетной уважаемой старой женщины. Эту рубашку иногда сначала надевали на собаку (прикасаясь к её туловищу), а затем на ребёнка, отсюда её название. Все эти действия связаны с поверьем \"ырым\": прожить долгую и счастливую жизнь, быть здоровым и выносливым...
По случаю рождения младенца существовал целый ряд действий, наполненный необычной радостью. Это \"суйунчу\" - оповещение, с целью получить подарок за сообщение радостной вести, \"корундук\" - подарки за право посмотреть новорожденного первый раз, \"жентек\" или \"бешик той\" - пир, который устраивают в честь новорожденного всем сородичам. Особое значение придавали наречению имени - \"ат койуу\". По обычаю женщина не давала имя ребёнку. Эта миссия предоставлялась уважаемому человеку в аиле или \"азанчы\", приглашённому к тому моменту или тому, кто первым увидел новорожденного. При наречении имени новорожденного внимательно осматривали, обращали внимание на характерные черты и после этого давали имя, которое должно было соответствовать ребёнку.
Особыми действиями сопровождался обряд укладывания ребёнка в колыбель - \"бешик\". Старая женщина, укладывая ребёнка в колыбель, говорила: \"Менин колум эмес, Умай-эне, Батма, Зууранын колу\", - \"Не моя рука, а рука матери Умай, Фатимы, Зухры; \"Умай-эне уйку бер, бешик ээси бек сакта\" - \"Дай крепкий сон мать Умай, крепко храните хозяина колыбели\". Перед укладыванием в колыбель, которую устраивали на сороковой день рождения ребёнка, его омывали тёплой водой из сорока ложек - \"кырк кашык сууга киринту\", стригли утробные волосы - \"карын чач\", вместо \"ит койнок\" надевали другую рубашку - \"кырк кейнок\". Её шили из сорока лоскутов различной материи, которые мать или бабушка ребёнка выпрашивали у соседей, у старых людей. В этот день пекли обрядовые сорок лепешек на масле - \"май токоч\" или маленькие блины на сале - \"кырк челпек\" и раздавали их сорока детям.
По обычаю детей оберегали от злых духов и плохих глаз. Этой цели служили различные амулеты, которые привешивали к колыбели ребёнка или пришивали к одежде. Амулеты представляли собой различные части животных и птиц, бисер. Если в семье не выживали мальчики, родившемуся мальчику надевали на ногу браслет, продевали в ухо одну серьгу, заплетали косу и до обрезания одевали как девочку.
Обрядовые акты в отношении новорожденного малыша изобилуют наличием самых различных действий магического, анимистического характера. Всё это говорит о том, что сохранение и умножение потомства, считалось у киргизов главной заботой, смыслом существования. Благополучной считалась семья, имеющая десять и более детей. \"Балалуу уй-базар, баласыз уй-мазар\" - \"Дом с детьми - базар (в смысле веселая, счастливая семья), дом без детей - могила\" - говорили киргизы. Обычай иметь многочисленное потомство зародился ещё в глубокой древности, когда многолюдный род успешно справлялся с внешними опасностями. В условиях патриархально-феодальных отношений, когда патриархальная семья являлась главной экономической единицей общества, семья, имеющая много детей, боковых родственников (большая нераздельная семья) существовала гораздо благополучнее, нежели малочисленная.

Некоторые из нижеприведенных обычаев могут показаться вам забавными и интересными, другие же, в свою очередь, довольно странными и жестокими. Сегодня вы узнаете о десяти самых странных традициях, так или иначе связанных с детьми.

10. Купание новорожденных в кипящем молоке

Караха Пужан – странный обряд, который практикуется в ряде областей Индии. Согласно ему, отец должен искупать новорожденного сына в кипящем молоке. Ритуал обычно проводится в индуистских храмах. Вся церемония сопровождается чтением мантр индуистскими жрецами. Молоко обычно варят в глиняных горшочках, а как только оно закипает, отец ставит ребенка в горшок с кипящим молоком и сверху поливает его из другого горшка. Но на этом ритуал не кончается, после обливания младенца настает очередь его отца. Согласно самим последователям этой традиции, основная ее цель – умилостивить богов, чтобы ребенок вырос счастливым.

9. Младенцы, спящие на улицах при минусовых температурах


Для жителей Швеции вполне привычным делом является оставлять своих детей спать на улице, даже в минусовые температуры. И хотя нам с вами может показаться это довольно рискованной затеей, многие шведские родители не согласятся с нами. Наоборот, они считают, что привычка к холодным температурам закалит их детей и защитит от многих болезней. Более того, сон на открытом воздухе считается более полезным и крепким. Эта привычка свойственна не только лишь родителям, многие центры по уходу за детьми также практикуют это занятие.

8. До трехмесячного возраста младенцам нельзя касаться земли


На Бали, в Индонезии, существует странный обычай, согласно которому младенцам в возрасте до трех месяцев запрещается касаться земли. Причина кроется в том, что местные жители считают, что все это время ребенок неразрывно связан с духом, и прикосновение к земле обязательно осквернит его. Многие жители Бали считают это правило священным. Все первые три месяца жизни дети проводят на руках у всего семейства. Более того, зачастую вся деревня помогает молодой семье нести это тяжкое бремя.

7. Сохранение пуповины


В культуре Японии пуповине придается огромное значение. Оно настолько велико, что матери здесь хранят пуповины своих детей в специальных коробочках, называемых Котобуки Бако. Согласно древней легенде, этот обычай зародился тогда, когда первые женщины захотели оставить себе что-то в память о родах. Внутри коробки обычно находится кукла, одетая в кимоно, символизирующая ребенка, а пуповина обычно скрывается внутри куклы.

6. Купание в холодной воде


В Гватемале вполне обычным явлением считается купание детей в холодной воде. Матери верят, что это принесет пользу их детям. Такие ванны обычно помогают избавиться от сыпи и делают сон младенцев более крепким. Несмотря на все преимущества этого метода, вероятно, он не сильно по душе самим объектам заботы.

5. Дети сами предсказывают свое будущее


В Армении часто можно встретить довольно эксцентричный ритуал, который называется (Agra Hadig). Его обычно проводят, когда у ребенка появляется первый зуб. Ребенка кладут на стол, на котором уже находится множество предметов, таких как книги, ножи, ножницы и другие. Считается, что первый предмет, к которому потянется малыш, и предопределит его будущее. К примеру, если ребенок коснется ножа, то он может вырасти хирургом, если книги, то священником или пастором, а если денег – то банкиром. В ритуале участвуют только женщины, а в его процессе на стол подается лишь сладкое.

4. Принуждение детей плакать


Японский фестиваль Накизумо проводится каждый апрель в храме Сэнсо-дзи в Токио. В ходе этого праздника организуются конкурсы по плачу среди детей. Родители детей-участников считают, что этот ритуал придаст им в будущем здоровья и отгонит злых духов. Конкурс заключается в том, что на ринг выходят два борца сумо, каждому из них выдают по ребенку. Первый, кто заставит малыша расплакаться, считается победителем. Если дети начинают плакать одновременно, то победителем считается тот, чей ребенок громче кричит.

3. Плевки в детей


Обычно при виде младенца все начинают сюсюкать и любоваться им, но в Болгарии дела обстоят по-другому. После приветственных похвал здесь детей ожидает самый настоящий плевок. Это своеобразная церемония защиты от сглаза, когда малыша пытаются очернить всеми способами, чтобы никто не смог его сглазить.

2. Прыжки через детей


Все родители желают своим детям самого лучшего, но мало кто осмелится ради этого рисковать их жизнями. Но в испанской деревне Кастрильо-де-Мурсия считают иначе, многие родители здесь участвуют

Появление на свет нового человека – это своего рода таинство. И с давних времён люди особо отмечали это знаменательное событие, совершая ритуальные действия и специальные обряды. Чудо рождения вызывало не только радость, но и страх, поскольку люди верили, что в момент рождения открываются врата между потусторонним и этим миром, а потому следовало оградить в первую очередь мать и дитя от козней злых духов, чтобы они не смогли навредить их здоровью и благополучию.

Например, в древней Руси срок наступления родов скрывали до последнего – боялись сглаза, а повитуху вели к роженице окольными путями и огородами, чтобы не дай Бог кто-нибудь не увидел. Имя новорожденному полагалось давать в тот же день, и сразу же назначался день крещения.


К некрещёным детям относились с опаской, их нельзя было целовать, разговаривать с ними или же одевать на них одежду (некрещёных младенцев заматывали только в пелёнки). Причём в некоторых русских сёлах мать не имела права обращаться по имени к своему малышу, пока не будет проведён обряд крещения.

По сути дела, такие дети считались некими бесполыми существами, которых даже не считали членами семьи. Интересно, что крёстным отцом или матерью младенца мог стать шестилетний ребёнок или даже очень старый человек, впрочем, такое случалось нечасто.



Особо важным периодом для новорожденного и его матери считались сорок дней. Считалось, что в это время ребёнок особенно беззащитен перед потусторонними силами, а потому над его колыбелью вешали обереги, амулеты, а матери нежелательно было покидать дом или выходить за пределы двора - она должна была всё время находиться возле малыша.

Жители Алтая при рождении наследника никому не давали огня из своей юрты в течение тех же сорока дней, а иногда и на протяжении года. Считалось, что это нужно для счастья ребёнка. Вообще у многих народов не приветствовалось, когда в дом к родильнице заходили чужие люди. У греков на дверях дома, где только родился ребёнок, вешали специальные «опознавательные» знаки: венок из оливковых веточек означал, что родился мальчик, а повязка из овечьей шерсти говорила о том, что родилась девочка. Войти в такой дом было всё равно, что осквернить его.



При родах особенное внимание уделялось процессу перерезания пуповины. Например, чтобы мальчик стал сильным и здоровым, чуваши обрезали пуповину младенца на сугубо мужских орудиях труда, а у девочек на женских – веретене, прялке. У мусульман, если родители желали видеть своего сына воином, пуповину ребёнка обрезали мечом, а если ему прочили стезю учёного или мудреца – то каламом (письменной принадлежностью).

Специальные обряды, помогающие вырасти ребёнку здоровым и сильным, мягко говоря, иногда довольно своеобразны. Например, в индийском штате Махарашта мусульмане бросают новорожденных младенцев со стены одного из храмов, высота – сущий пустяк. Каких-нибудь 15 метров. Конечно же, детей внизу ловят на растянутую ткань. Полагается, что после этой процедуры все дети вырастут смелыми, здоровыми и им будет сопутствовать удача.



Чтобы не дать завладеть злым духам душой младенца, их всячески старались запутать и обмануть. В Чувашии родители младенца пытались показать потусторонним силам, что это ребёнок не их, и что его просто нашли или «купили». Для этого разыгрывался небольшой спектакль, в котором повитуха украдкой выносила ребёнка из дому, а потом протягивала его родителям в окно, и предлагала купить его. Иногда духам «показывали», что младенца нашли в воде или даже в мусоре. С этой целью младенца клали в ведро, и повитуха отправлялась «за водой».

Подойдя к колодцу (реке, озеру) она касалась днищем ведра воды, а затем возвращалась назад, и предлагала родителям приобрести свою «находку», что те и дели за определённую плату. Стараясь запутать нечистую силу, детям давали имена, несоответствующие их полу, мальчикам – женские и наоборот. Или же вообще давали названия птиц, животных или неодушевлённых предметов. Нередко у ребёнка было два имени, одно было известно всем, а второе – только близким людям. Этот обычай кое-где имеет место и до сих пор.



Что же касается праздника дня рождения, то у разных народов его отмечают по-разному, и если жители Европы отмечают эту дату каждый год, то многие мусульмане из Африки и Азии имеют возможность отметить свой день рождения всего два раза в жизни: собственно при рождении и в возрасте пророка, то есть в 62 года.

В древние времена на Руси считалось, что все, происходящее с человеком -- будь то рождение, смерть или болезнь -- подчинено темному, нечистому, загробному, злому миру. Рождение и смерть человека особенно страшили суеверных людей. Они верили, что родившийся человек, то есть только что пришедший из злого мира, может принести с собой опасность для уже живущих. В связи с этим существовала масса обрядов, с помощью которых новорожденный и его мать очищались от нечистой силы.

Наши предки искренне верили, что не только ребенок является носителем нечистой силы, но и его мать представляет опасность для живущих, так как она служит проводником между мирами: явленным миром и другим, нечистым миром. Через тело женщины ребенок приходит в земной мир. Но вместе с ребенком в земной мир может проникнуть и нечисть. Таким образом, обряды совершались не только над младенцем, но и над его матерью. Эти обряды носили название «очистительных», то есть они очищали от темной силы. Существовало два вида обрядов: церковные и народные.

К церковным обрядам очищения относятся чтение молитв во время родов, окропление святой водой комнаты, где лежит роженица. Даже в наше время можно встретить в некоторых селениях такие очистительные обряды. Как правило, молитвы читают священники, которые придерживаются старой веры.

Обряды рождения

В день родов к роженице приходит повитуха (женщина, которая будет принимать роды и выполнять обязанности акушера-гинеколога и медсестры), близкие подруги и родственницы. Как ни странно, но даже эти люди считаются опасными для людей, так как они присутствовали при «греховном событии» -- рождении младенца. То есть в них мог вселиться злой дух, пришедший на землю во время родов. Как только выполнены все процедуры после выхода младенца из утробы матери, хозяин дома приглашает священника, который окропляет святой водой дом, комнату ребенка, читает молитвы очищения для матери, ребенка и, отдельно, для женщин которые присутствовали при родах.

После прочтения молитв, мать и отец ребенка должны дать своему чаду имя (обязательно в этот же день). Затем назначается день, когда младенца будут крестить. На этом роль священника на время заканчивается. Так завершается первый этап очищения. Только после этого все жители дома могли вздохнуть спокойно и не волноваться за свое будущее.

Следом наступает второй этап очищения младенца и матери. Заключается он в мытье матери и ребенка в бане. В некоторых поселениях Руси было принято рожать прямо в бане, где мать с ребенком держали несколько дней. В других местах женщина рожала в доме, а затем ее и ребенка переводили в баню, где проходили первые дни жизни младенца. Как в православии, так и в язычестве, женщина считалась «нечистой», а где, как не в бане, можно смыть нечистоту? В любом случае, мать с ребенком оказывалась в бане, спустя несколько часов после родов, где там женщина повитуха совершала обряд очищения.

Начинали всегда с ребенка. Прежде, чем вымыть тело младенца, повитуха обильно поливала камни водой, чтобы пар заполнил всю парилку. Это нужно было для того, чтобы тело стало мягким. Еще одно поверье наших предков: плод всегда твердый как кость или камень, даже когда младенец вышел из утробы, он остается твердым. Чтобы размягчить его, нужен был пар. Затем новорожденного клали на банный веник и приступали к «массажу» (в народе это называли «растягиванием»). Повитуха разминала руки и ноги, голову, уши и нос ребенка, считая, что таким образом она придаст телу нужные формы и исправит любые родовые дефекты. Такой массаж улучшал кровообращение, помогал суставам приобрести гибкость, а коже эластичность.

При растягивании повитуха брала правую ручку ребенка и тянула ее к левой ножке и, наоборот, левую ручку к правой ножке. Дело в том, что наши предки считали, что в темном мире все перевернуто, там где право - находится лево, где верх - находится низ. Следовательно, новорожденный, как пришедший из того мира, тоже перевернут. Повитуха же «выворачивала» ребенка как положено в земной жизни.

Матери младенца уделялось не меньше внимания. Придя в баню, повитуха наливала женщине водки (или другого алкогольного напитка) и давала ей полежать, пока не совершит обряд с ребенком. Затем начиналось восстановление материнского организма. Родившая женщина, по поверью, считалась заново рожденной. Объяснялось это тем, что ее тело претерпевало сильные изменения (рос живот, увеличивалась грудь), то есть разрушалось, следовательно, женщина умирала. Через некоторое время тело приходило в норму, этот процесс считался рождением матери. Роль повитухи - ускорить процесс «рождения» женщины и очистить новорожденного. Банный обряд повторялся ежедневно, в течение недели.

Последним обрядом, в котором участвовала повитуха, являлся обряд подпоясывания младенца накануне сорокового дня: повитуха напоминала роженице о необходимости принятия очистительной молитвы и совершала обряд подпоясывания. Пояс, которым она повязывала ребенка, рассматривался одновременно и как магический оберег от злых сил, и как знак долголетия и здоровья.

За обрядом очищения следует церковный обряд крещения . Некрещеный ребенок вызывал у людей страх, его запрещали целовать, разговаривать с ним, надевать на него вещи (ребенок всегда был в пеленках). В некоторых селах России даже запрещали матери называть его по имени. Младенец считался бесполым существом, его не причисляли к семье, в которой он родился.

Родители тщательно выбирали крестных для своего ребенка, так как они считались духовными наставниками. Чаще всего крестными становились родственники, так как они не откажутся от крестника, будут всегда заботиться о нем, воспитывать, обучать. Крестным (или крестной) могли становиться и дети от шести лет и старики, но предпочтение отдавалось людям одного возраста с родителями. Отказаться от роли крестного было невозможно, это считалось кровной обидой для родителей.

Перед самым таинством ребенок находился на руках у повитухи, которая передавала его крестному отцу. Крестная мать готовила купель для обряда. Воду в купель наливали прямо из колодца, ни в коем случае не грели ее и не добавляли теплой воды. Считалось, что, опуская ребенка в ледяную воду (даже зимой), придают ему большую стойкость к болезням. Если во время крещения свечи в руках родственников дымили и горели плохо, считалось, что ребенок будет часто болеть или вообще скоро умрет, если же пламя было ярким - жизнь у него будет долгой.

После завершения обряда священник передавал младенца крестным родителям: если мальчик, то крестной матери, если девочка, то крестному отцу, которые и несли ребенка в дом. После этого младенец становился полноправным членом семьи. На следующий день после крещения в дом родителей приходили родственники, друзья и близкие. Устраивали застолье, первые тосты всегда произносили за здоровье ребенка, его родителей и повитухи, принимавшей роды.

Пострижини (обряд первого постригания ребенка) - празднование годовщины со дня рождения ребенка. На этот юбилей обязательно приглашали крестных родителей. Посреди комнаты на полу расстилают шерстью вверх кожух (как оберегов знак - символ благосостояния), сажают на него мальчика, отец на кожуха бросает немного денег, чтобы жизнь ребенока богатая и счастливая была. Приемный отец выстригает своем крестнику немного волос накрест. Сегодня в этот специфический ритуал часто ребенку выстригают крестик символически с четырех сторон, немного выстригают волосы спереди, сзади и с обеих сторон над ушками, что должно уберечь ребенка от злых сил со всех сторон.

Девичий вид пострижения - это обряд заплетания, торжественное плетение накрест первых косичек. Для этого ритуала родители приглашали крестную мать, которую после выполнения обряда одаривали. До сих сохранился обычай: в день рождения ребенка мать печет пироги. Выбрав самый большой из них и поставив его на макушку головы ребенка, влечет символически ребенка за уши вверх, приговаривая, что в следующем году она выросла не менее чем на высоту пирога.

Введение

Наша страна богата на традиции и праздники. Веками русский народ свято чтил и хранил свои традиции, передавая их из поколения в поколение. И сегодня, спустя уже десятки и даже сотни лет, многие обычаи до сих пор не утратили для нас интерес. Так, например, на Масленицу, как и сто лет назад, сжигают чучело, пекут блины, устраивают веселые игрища. А на народных гуляниях и на днях города продолжают разыгрывать сценки из древнерусских обрядов. И это понятно, ведь эти традиции - часть богатой истории русского народа, а историю своей страны необходимо знать.

Каждый народ имеет свои взгляды и обычаи на проведение обрядов. Обряд -- это народная пьеса полная тайного смысла, исполненная великой силой, систематически повторяемая, интересна вообще, так как лучше всего иллюстрирует содержание народного сознания. Здесь сливается старое с новым, религиозное с народным, а печальное с веселым.

Национальная культура - это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

В своей контрольной работе я хотела бы рассказать о главных, складывавшихся веками национальных обычаях и обрядах русского народа

Рождение ребенка

Забота о ребенке начиналась задолго до его появления. Испокон веков славяне старались оградить будущих матерей от всевозможных опасностей.

Если муж был в отъезде, молодой женщине советовали подпоясываться его поясом и на ночь укрываться чем-нибудь из его одежды, чтобы «сила» мужа охраняла, оберегала жену.

В последний месяц перед родами беременной не рекомендовалось выходить со двора, а лучше и из дома, чтобы домовой и священный огонь очага всегда могли прийти ей на помощь.

Для охраны беременной женщины существовала особая молитва, которую нужно было читать на ночь, чтобы греховные дела, совершенные (даже нечаянно) в течение дня, не отразились на вынашиваемом ребенке. К постели роженицы и младенца подвешивались охранительные амулеты и ладанки с заговорами и молитвами.

Беременная должна была соблюдать целый ряд запретов, например, избегать смотреть на все некрасивое, чтобы у нее родился красивый ребенок; не гладить кошек, собак, свиней -- иначе ребенок может родиться немым или долго не будет говорить; не присутствовать при заколе животных, -- у малыша будет «родимчик» и т.д.

В период беременности женщина ни в коем случае не могла работать по церковным праздникам -- нарушение этого запрета беременной, как считали, неизбежно должно было отразиться на новорожденном.

Беременная должна была больше употреблять молока, тогда, по поверьям, кожа ребенка будет белой, как молоко; она должна есть красные ягоды (бруснику, клюкву), чтобы младенец был румяным.

Особенно важное значение придавалось определению пола ребенка. От того, родится мальчик или девочка, зависело материальное благополучие крестьянской семьи: с рождением мальчика ожидали помощника, нового хозяина, рождение девочки вело нередко к снижению материального благосостояния -- ей нужно было приданое.

Часто крестьянки вообще мало обращали внимания на беременность и работали до тех пор, пока не начнутся роды.

В соответствии с поверьями о «нечистоте» беременной и рожениц, чтобы она не «осквернила» жилого дома, она даже зимой уходила рожать подальше от жилья -- в баню, хлев, сарай.

Либо при наступлении родов все люди, находящиеся в доме, прощались с роженицей и уходили в другую избу или иное место, не рассказывая о происходящем посторонним (считалось, роды бывают тем труднее, чем больше лиц о них знает).

С родильницей оставались ее муж и призванная бабка-повитуха. Повитуха и муж старались облегчить страдания родильницы.

Повивальная бабка не могла отказать в просьбе прийти к роженице: ее отказ рассматривался как непростительный грех, который мог повлечь немедленную кару.

К акушеркам, появившимся в деревнях во второй половине XIX века, крестьяне обращались крайне редко. Крестьянки предпочитали повитух, так как они сразу могли заговаривать грыжу. А акушерки; в большинстве девушки, могли и сглазить младенца, говорили в народе, к тому же применение акушерских инструментов считалось грехом.

Повивальные бабки в случае необходимости могли крестить новорожденных. Не каждая женщина могла стать повитухой. Деревенская бабка -- это всегда пожилая женщина безупречного поведения, не замеченная в неверности мужу. В некоторых местах считали, что повивать могли лишь вдовы. Избегали приглашать для повивания бездетных женщин или таких, у которых свои или принятые ею дети умирали.

Когда родильница достаточно оправится и бабка сочтет возможным уходить, происходило очищение всех присутствовавших и принимавших какое-нибудь участие при родах. Зажигали перед иконами свечу, молились и потом водой, в которую клали хмель, яйцо и овес, умывались сами и мыли младенца.

Обычно водой, в которую добавляли различные несущие определенную смысловую нагрузку предметы, мать и бабка поливали троекратно на руки друг другу и просили взаимно прощения. После этого повитуха могла идти принимать следующего ребенка.

Обряд очищения, или размывания рук, обязательно заканчивался тем, что роженица делала повитухе подарок (мыло и полотенце). Во второй половине XIX, а особенно в конце XIX -- начале XX века подарок дополнялся небольшой суммой денег Повитуху кормили лучшими кушаньями, поили чаем с сахаром.

Повитуха готовила или хотя бы подавала так называемую бабину кашу. Обряды с Бабиной кашей обязательно включали сбор денег (продажу каши). Основное денежное вознаграждение повитуха получала именно «на кашу» от присутствующих гостей и домочадцев (роженица, которая даже если и присутствовала на крестинах, в сборе денег не участвовала).

Был один день в году, когда устраивался праздник специально для повивальных бабок, -- «бабины», или «бабьи каши». Это второй день Рождества -- 26 декабря по старому стилю.

Последним обрядом, в котором участвовала повитуха, являлся обряд подпоясывания младенца накануне сорокового дня: повитуха напоминала роженице о необходимости принятия очистительной молитвы и совершала обряд подпоясывания. Пояс, которым она повязывала ребенка, рассматривался одновременно и как магический оберег от злых сил, и как знак долголетия и здоровья.

Исполнение роли бабки создает определенные отношения между нею и ребенком, которого она с этого момента называет внуком, а он ее бабулькой. Каждый год такие бабки несут ребенку подарок на день рождения, их приглашают на все главные события жизни ее «внука» -- и на свадьбу, и на проводы в армию.

После родов родильницу уводили в баню. Какими бы ни были роды, повивальные бабки готовили в бане «воду от уроков». Вода для этого использовалась обязательно речная, бабка специально ходила за ней с чистым ведром и зачерпывала ее всегда по течению реки. Возвратившись с реки в баню и сотворив Иисусову молитву, повитуха погружала в ведро правую руку и, зачерпнув там горстью воду, спускала ее по руке через локоть в приготовленный туес, нашептывая: «Как вода на локте не держится, так на рабе Божией (имя родильницы) ни уроки, ни призоры не держитесь». При этом вела счет до девяти с отрицанием -- не одна, не два, не три и т.д. Таким образом воду на локоть черпала три раза.

С молитвой бабка опускала в эту воду три накаленных докрасна уголька. Потом горстью правой руки через локоть левой лила эту воду трижды на крайний камень каменки, затем трижды на дверную скобу, держа туес так, что пролитая вода опять стекала в него же. При этом бабка каждый раз приговаривала: «Как на камне (или скобе) вода не держится, так на рабе Божией (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь!»

После этого вода считалась так сильно заговоренной, что ни один колдун не в силах уничтожить ее целительную силу.

Затем бабка ставила родильницу лицом на восток -- если только она может стоять, в противном случае сажала ее на банный порог и три раза брызгала ей в лицо набранной в рот наговоренной водой, приговаривая: «Как вода на лице не держится, так на рабе Божией (имя) ни уроки, ни призоры не держитесь!» Вылив из туеса оставшуюся воду родильнице на голову, бабка собирала воду при ее падении с головы в правую горсть и брызгала ею на каменку из-под своей левой ноги.

Муж нередко кричал и стонал вместо жены, отвлекая злые силы от роженицы.

При тяжелых родах применялся целый набор магических средств помощи роженице. Считалось, например, что всякая замкнутость препятствует родам, поэтому прибегали к действиям, символизирующим или имитирующим разрыв замкнутости: развязывали все узлы на одежде роженицы и ее мужа, отмыкали в доме все замки, расплетали косы и т.п.

Применяли также троекратный обход роженицей стола, на углах которого насыпали кучки соли.

Когда женщине приходилось мучатся родами двое-трое суток, просили священника отслужить молебен женским святым «узоразрешительницам», помощницам при родах -- великомученице Екатерине, пресвятой Богородице Федоровской, или Троеручице, или Успению пресвятой Богородицы. В некоторых местностях у священника брали церковный пояс, чтобы обвязать им роженицу.

Когда ребенок появлялся на свет, у мальчика пуповину перерезали на топорище или стреле, чтобы рос охотником и мастеровым, у девочки -- на веретене, чтобы росла рукодельницей. Перевязывали пупок льняной ниткой, сплетенной с волосами матери и отца. После благополучного окончания родов повивальная бабка закапывала детское место в каком-нибудь углу избы. Затем обмывала новорожденного нагретой водой, в которую обычно клали серебряные монеты, желая малышу богатства в будущем.

Иногда повитуха исправляла голову ребенка. Полагали, что она могла сделать его круглолицым или длиннолицым.

Потом бабка хлопотала около родильницы: парила ее в бане или в печи, правила живот и сдавливала груди, чтобы удалить первое плохое молоко.

Чтобы ребенок был спокоен, после рождения его обертывали отцовскими портами или при пеленании использовали толстые нити, так называемые верчи, а сверху покрывали материей зеленого цвета.

Вообще пояс как амулет, магический атрибут играл большую роль в язычестве. Это нашло отражение и во многих более поздних религиях. Пояс символически делит человеческое тело на две половины -- земную и небесную, нечистую и чистую и выполняет функцию защиты от злых сил. Ту же охранительную роль играл пояс, которым повязывала ребенка крестная мать по истечении шести недель со дня его рождения. Считалось, что не опоясанный ребенок может умереть.

Таким образом, современный обычай обвязывать новорожденного, спеленатого в одеяльце, при выписке из роддома лентой -- мальчика синей (голубой), а девочку красной (розовой) имеет объяснение. У царского дома Романовых существовал обычай награждать новорождённого мальчика орденом Святого Андрея Первозванного (синяя орденская лента), а девочку -- орденом Святой Екатерины (красная орденская лента).

Первой пеленкой сыну служила отцовская рубаха, дочери -- материнская: Вообще все самые первые действия с младенцем (купание, кормление, подстригание волос) были окружены ритуалами.

На сороковой день мать с новорожденным, по правилам церкви, входила в храм: мать выслушивала очистительную молитву, а младенец воцерковлялся, то есть вводился в общину верующих.

В первые послеродовые дни женщины -- родственницы, соседки, в основном детородного возраста, -- приходили проведать роженицу и приносили ее семье различную еду -- хлеб, булку, пироги, печенье.

Позднее, особенно в городах, этот обычай преобразился в подношение новорожденному денег «на зубок», «на обмывание ножек». Сохранился он и поныне, чаще в форме подарков новорожденному от родственников и близких в виде игрушек, детской одежды и др.