Николай васильевич гоголь. Вий, гоголь николай васильевич Николай в гоголь вий краткое ссср

Н.В. Гоголь

Название: Вий

Жанр: Повесть

Продолжительность: 9мин 12сек

Аннотация:

Три студента из Киевской бурсы отправляются на каникулы. Плутая в ночи, они надеются найти деревню недалеко от главной дороги, где можно отдохнуть и поесть. В конечном итоге им удается выйти к домам и ферме. Старая женщина говорит им, что у нее мало места в доме и она не может приютить путешественников, но в конце концов позволяет им остаться. Хоме Бруту достается место в хлеву. Ночью старуха приходит к Хоме. Она прыгает ему на спину, и он обнаруживает, что скачет с ней по селу да с такой прытью, на которую никогда раньше не был готов. В конце концов он избавляется от нее, читая вслух молитвы, а потом едет уже на ее спине, колотя поленом в качестве наказания. А с восходом солнца старуха превратится в красивую панночку.
После пережитого Хома решает провести каникулы в Киеве, однако по возвращении ректор отправляет его читать молитвы над мертвой дочерью сотника. Выясняется, что это та самая панночка. Хома должен три ночи читать над ней молитвы в церкви.
В первую ночь Хома чертит вокруг себя мелом круг и восставшая из гроба панночка не может его найти. Во вторую ночь, ведьма пытается прорваться через круг, но у нее ничего не выходит. В третью ночь ведьма вызвала в церковь множество чудищ, все они искали Хому, и чтоб найти, привели Вия. Хома знал, что нельзя смотреть в глаза Вия, но не выдержал и глянул, и тот час чудища набросились на него. Хома погиб перед самым рассветом, и бросившаяся убегать нечисть застряла в церкви.

Киев. Семинарская школа. Там обучаются грамматики, риторы, философы и богословы. Их дни всегда были однообразны. Идя с тетрадями в руках, через рынок, они оказывались на учебе. Если профессора задерживались, то бурсаки устраивали побоища, в которых всегда выигрывали богословы. А затем все они уставшие и избитые встречали преподавателей. В торжественные и выходные дни бурсаки ходили по домам с вертепом. И в качестве поощрения за это получали от хозяев гостинцы.

Самое лучше время для семинарии это были вакансии, они начинались с июня месяца. У нас же это принято называть каникулы. Кто отправлялся к себе домой, а у кого не было приюта, то шли к кому-то из товарищей. Однажды, во время одного такого счастливого начала вакансий, три бурсака – богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец решили во время похода свернуть с дороги, чтоб найти хутор, переночевать там и раздобыть еду. Они с трудом нашли хутор, так как сбились с пути. Стали стучаться, но вышла старая женщина и стала кричать, что не пустит их, так как людей полный дом, и она боялась, что пришедшие пьяницы, которые могут разворотить весь дом. Однако семинаристы ее переубедили, и она их пустила с условием, что лягут спать они в разных местах, чтоб не было возможности бушевать.

Старуха разместила бурсаков: ритора положила в доме, богослова заперла в пустую камору, а философу отвела место в пустом овечьем хлеву. Философ Хома решил, было засыпать, вдруг дверь открылась и в хлев зашла старуха. Хозяйка приюта. Он спрашивал ее, что ей нужно, но та ничего не говорила. Только шла на него с распростертыми руками. Хома подумал, что она решила с ним уединится. Он не знал, что делать, говорил ей, что она уже пожилая, да пост, не хочет он осквернится. Но женщина все продолжала безмолвно идти на него. Хома больше всего испугался, когда увидел блестящие глаза женщины. Он думал бежать, но старуха стала в проходе. Философ хотел ее отодвинуть руками, но стал осознавать, что он не может пошевелить не руками, не ногами. И понял, что голос его не звучит. Он только губами шевелит, а звука нет.

Сердце его билось очень быстро. Старуха подошла к нему и со скоростью и ловкостью кошки запрыгнула к Хоме на спину. Ноги философа к его удивлению бежали быстрее любого спортсмена. Они быстро добежали до лощины, рядом с лесом. Он понимает, что это самая настоящая ведьма. От этого он начинает читать молитвы. Ведьма старуха ослабевает. И тогда он вскочил к ней на спину. Та бежала, что есть силы. Философ Хома по дороге ухватил полено и стал сильно бить женщину. Она упала и перед ним уже лежала не старая ведьма, а молодая красивая девушка. Философ, испугавшись, побежал в Киев в семинарию. Он прибежал, из бурсаков никого почти не было. Все разбрелись по хуторам. Хома, тем временем, хотел кушать и поэтому искал любые заначки своих товарищей, но не нашел. Пошел на рынок, где его накормила какая то женщина.

Между тем вокруг развивались слухи, что дочь одного из богатейших сотников возвратилась с прогулки вся избитая, еле она добралась до дома. И перед смертью сказала, чтоб на протяжении трех дней после смерти отходные молитвы ей читал не кто иной, как философ Хома Брут.

Эту новость Хоме сообщил сам ректор семинарии. И приказал ему отправляться к сотнику. Философ не мог перечить, он отправился, но что-то ему подсказывало, что ждет его не ладное. Чтобы он не сбежал по дороге, была прислана кибитка и человек шесть здоровых казаков.

Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома не понимает, откуда девушка его знает, так как он с панночками не водится. Хома просил сотника, чтобы не он читал молитвы, а как положено дьякон или дьяк, но тот был настойчив, так как обещал своей дочери выполнить все, что она просила.

Они зашли в сени, где лежала покойница. Парень пытался не смотреть на лицо дочери сотника. Отец ее стал плакать с горя, обещал, если философ сделает все, как полагается, то он даст ему много денег. Сотник вышел, и парень решил посмотреть на лицо умершей. Он увидел перед собой невероятно красивую девушку. Лицо ее выглядело совсем не как у мертвеца, а будто просто спящей девушки. И вдруг он для себя узнает в ней ту самую ведьму, которая накануне превратился из старухи. Он понимает, что это ведь именно он убил девушку.

Когда солнце стало садиться, гроб с девушкой понесли в церковь. После этого все стали сходиться в кухню, чтобы поужинать. Там вся дворня стала рассказывать друг другу истории, обсуждать все на свете. А потом подняли тему усопшей. Мужики говорили, что она ведьма, так как немало бед от нее происходило. Один псарь Микитка сгорел в прямом смысле этого слова. Сгорел до пепла от желания овладеть ведьмою. А жена казака Шептуна вместе с их младенцем ночью открыла дверь, думала, что собака царапает калитку. А на нее напала панночка ведьма, и сначала выпила кровь с ребенка, а затем выпила и с самой Шепчихи.

После ужина и страшных рассказов философа отвели в церковь и заперли его там, чтобы он начал читать молитвы. Боится, что ведьма может стать из гроба. И так оно и случилось. Она стала подниматься. Хома быстро начертил вокруг себя круг и стал читать молитвы. Ведьма ходила по церкви, затем легла обратно в гроб и тогда стала на нем кружить вокруг философа, но начерченный круг преодолеть она не могла. Когда труп слышит крик петуха, то успокаивается и лежит, будто ничего и не происходило.

Весь день философ спит, пьет и ходит по хутору, а вечером снова идет на работу. Он себя успокаивает, что больше его ничего не удивит, ведь он знает, как ведьма будет себя вести.

Он снова зашел в церковь. Сразу же очертил круг и стал читать молитвы. Затем он поднимает глаза и видит, что панночка стоит прямо перед ним. Она мечется по комнате и читает заклинания. Было слышны шум бьющихся крыльев о стекло, разные царапания железа и двери. Это нечистая сила хотела забраться в церковь. И снова с криком петуха все затихло. Сменщики философа нашли его еле живого. Он весь посидел. Его приводили в чувства все вокруг. Затем он пошел к пану и намекнул ему, что дочь его усопшая была ведьмой. Он просит отпустить его, но сотник грозит ему расправой если тот не сделает так как он приказывает. Хома сбегает, но его ловят. После этого он пытается собраться с духом и провести третью ночь в компании молитв и «ведьменского» трупа. Но эта ночь выдалась адской. Началась она с того, что Хома, как обычно стал в круг и стал читать молитвы. Резко трескается крышка гроба, встает ведьма и начинает читать заклинания, двери срываются с петель, а церковь начинают заполнять неведомые существа. Они царапают все, бьют. И вдруг ведьма просит позвать Вия. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжёлыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. Внутренний голос философа говорит ему не смотри, но, не удержавшись, он все-таки посмотрел в глаза этого вия. И тот закричал «Вот он!». Тогда вся нечистая сила набросилась на Хому, и тот в ту же минуту умер.

Духи не услышали крики петуха и поэтому не успели покинуть церковь. С тех пор они находятся там и не могут покинуть это место. А сама церковь обросла бурьянами и туда никто не может найти дороги. Товарищи Хомы, богослов Халява и ритор Тиберий Горобец, узнав о участи философа долго размышляли над случившимся. Пошли в шинок, помянули. И сказали, что погиб он от того, что побоялся.

Год написания: 1835

Жанр: повесть

Главные герои: Хома Брут , панночка

Сюжет

Трое семинаристов отправились домой на вакации, по дороге попросились заночевать в одной деревне. Хозяйка, старая и страшная бабка, уложила Хому в сарае, а ночью пришла к нему, оседлала и отправилась на шабаш. Храбрый парень сумел справиться с ведьмой, но когда она умирала, то превратилась в юную красавицу.

А наутро за ним пришли от воеводы с требованием, чтобы Хома читал псалтырь у гроба внезапно умершей дочери пана в течение трех ночей.

Когда парень остался в темной церкви ночью наедине с панночкой, лежащей в гробу, он очень испугался. Но еще больше он испугался, когда ведьма встала и стала искать его, чтобы отомстить за свою смерть. Потом она позвала на помощь всю нечисть, и, в конце концов, с помощью Вия, демонического славянского существа, нечистые одолели юношу.

Вывод (мое мнение)

Хому победил его собственный страх, он боялся ведьму и нечистую силу, и хотя находился в храме, не мог найти для себя спасения. На мой взгляд, человек должен бороться со своими страхами, и тогда он станет непобедим.

Краткий пересказ

«Вий» Гоголь Н.В. (Очень кратко)

Самое долгожданное событие для семинарии — вакансии, когда бурсаки (казеннокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.

Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, — сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», — догадывается бурсак, но уже несется над землей, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю — и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику — читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут. Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встает из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встает из него, но слышится отдаленный крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

Днем бурсак спит, пьет горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мертвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несет по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесов

ское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поет молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» — кричит ведьма. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжелыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» — слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» — указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остается навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдет к ней теперь дороги.

Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.

Самое долгожданное событие для семинарии - вакансии, когда бурсаки (казеннокоштные семинаристы) распускаются по домам. Группами они направляются из Киева по большой дороге, зарабатывая пропитание духовным песнопением по зажиточным хуторам.

Три бурсака: богослов Халява, философ Хома Брут и ритор Тиберий Горобец, - сбившись в ночи с дороги, выходят к хутору. Старуха хозяйка пускает бурсаков переночевать с условием, что положит всех в разных местах. Хома Брут уже собирается заснуть мертвецки в пустом овечьем хлеву, как вдруг входит старуха. Сверкая глазами, она ловит Хому и вспрыгивает ему на плечи. «Эге, да это ведьма», - догадывается бурсак, но уже несется над землей, пот катится с него градом. Он начинает припоминать все молитвы и чувствует, что ведьма при этом ослабевает. С быстротою молнии успевает Хома выпрыгнуть из-под старухи, вскакивает ей на спину, подхватывает полено и начинает охаживать ведьму. Раздаются дикие вопли, старуха падает в изнеможении на землю - и вот уже перед Хомой лежит с последними стонами молодая красавица. В страхе бурсак пускается бежать во весь дух и возвращается в Киев.

Хому призывает к себе ректор и приказывает ехать в дальний хутор к богатейшему сотнику - читать отходные молитвы по его дочери, возвратившейся с прогулки избитой. Предсмертное желание панночки: отходную по ней три ночи должен читать семинарист Хома Брут. Чтобы он не сбежал по дороге, прислана кибитка и человек шесть здоровых Козаков. Когда бурсака привозят, сотник спрашивает его, где он познакомился с его дочкой. Но Хома сам этого не знает. Когда его подводят к гробу, он узнает в панночке ту самую ведьму.

За ужином бурсак слушает рассказы Козаков о проделках панночки-ведьмы. К ночи его запирают в церкви, где стоит гроб. Хома отходит к клиросу и начинает читать молитвы. Ведьма встает из гроба, но натыкается на очерченный Хомой вокруг себя круг. Она возвращается в гроб, летает в нем по церкви, но громкие молитвы и круг защищают Хому. Гроб падает, позеленевший труп встает из него, но слышится отдаленный крик петуха. Ведьма падает в гроб, и крышка его захлопывается.

Днем бурсак спит, пьет горилку, слоняется по селению, а к вечеру становится все задумчивее. Его опять отводят в церковь. Он чертит спасительный круг, читает громко и поднимает голову. Труп стоит уже рядом, вперив в него мертвые, позеленевшие глаза. Страшные слова ведьминых заклинаний ветер несет по церкви, несметная нечистая сила ломится в двери. Крик петуха вновь прекращает бесовское действо. Ставшего седым Хому находят утром еле живого. Он просит сотника отпустить его, но тот грозит страшным наказанием за непослушание. Хома пытается бежать, но его ловят.

Тишина третьей адской ночи внутри церкви взрывается треском железной крышки гроба. Зубы ведьмы стучат, с визгом несутся заклинания, двери срываются с петель, и несметная сила чудовищ наполняет помещение шумом крыл и царапаньем когтей. Хома уже поет молитвы из последних сил. «Приведите Вия!» - кричит ведьма. Приземистое косолапое чудовище с железным лицом, предводитель нечистой силы, тяжелыми шагами вступает в церковь. Он приказывает поднять ему веки. «Не гляди!» - слышит внутренний голос Хома, но не удерживается и смотрит. «Вот он!» - указывает Вий на него железным пальцем. Нечистая сила кидается на философа, и дух вылетает из него. Уже второй раз кричит петух, первый прослушали духи. Они бросаются прочь, но не успевают. Так и остается навеки стоять церковь с завязнувшими в дверях и окнах чудовищами, обрастает бурьяном, и никто не найдет к ней теперь дороги.

Узнав об участи Хомы, Тиберий Горобец и Халява поминают в Киеве его душу, заключая после третьей кружки: пропал философ оттого, что побоялся.