Алексей Плещеев — Дети и птичка: Стих. Презентация на тему "«Дети и птичка» А.Н. Плещеев " Работа с текстом стихотворения

Технологическая карта урока Класс: 4 Учитель: Самсонкина Н.В Тема: «А.Н. Плещеев. «Дети и птичка»» Цель: Создание условий для знакомства учащихся с поэтом А.Н. Плещеевым и с произведением А.Н. Плещеева «Дети и птичка»; Учебная задача: кто такой А.Н. Плещеев? Тип урока: открытие нового знания; Планируемые результаты: Предметные: ­ познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева, добиться понимания смысла стихотворения; ­ развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения; ­ помочь вспомнить определение и найти в тексте образные языковые средства эпитеты, олицетворения; Метапредметные УУД: Познавательные УУД: ­ Формировать умения анализировать содержание текста, сравнивать героев произведения, определять особенности драмы. Регулятивные УУД: ­ Формировать умения контролировать себя в учебном процессе; ­ Умение понимать и принимать учебную задачу. Коммуникативные УУД: ­Развивать умения слышать и понимать собеседника и взаимодействовать с другим «Я»; ­ Формировать умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; Личностные: формировать уважительное отношение к слову автора, учить наблюдать за «внешней» отстраненностью автора и его присутствием в произведении;

воспитывать нравственные качества через отношение ребенка к персонажа Материалы и оборудование: 1. Л.Ф. Климанов, В.Г. Горецкий «Литературное чтение», 4 класс, книга 2. Презентация Power Point. 3.раздаточный материал ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 МИН) ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (4 МИН) РЕШЕНИЕ УЗ (10 МИН) ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕНЕНИЕ (15МИН) РЕФЛЕКСИЯ (3 МИН) № п/п Этапы Деятельность учителя 1. Орг момент Здравствуйте ребята! Ход урока Деятельность учащихся Здравствуйте! Хорошо Как настроение! Что немного взбодриться и поднять настроение начнем урок с речевой разминки: 2. Речевая разминка а) Учись отчётливо произносить звуки. ра – ра – ра –Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь. б) Читай считалку ясно, чётко. Тары – бары Методы, приемы. Результаты Метод: мотивирующий, Прием: стихотворения всех в Включение учащихся деятельность. Готовность класса к усвоение нового материала. (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216)

2. Постановка учебной задачи Растабары! У Варвары Куры стары! Молодцы! Откроем тетради, запишем число Какое сегодня число? Ситуация успеха: Прочитайте пословицы и отгадайте, о ком они говорят:  Всякая она сети боится.  Всякая она пером красуется.  Где она ни летает, а своё гнездо знает.  Ей даны крылья, а человеку – разум. Правильно! Проблемная ситуация: Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку. ­ Задание, которое вы выполните, поможет узнать фамилию поэта, с чьим творчеством мы сегодня познакомимся. ­ Возьмите полоски бумаги и зачеркните только одинаковые слоги. Четырнадцатое ноября О птицах ­ Плещеев. Метод: обсуждения; диалог, ситуации успеха, проблемная ситуация; Прием: презентации, вопросов, Умение выходить, принимать и осознавать учебную задачу

МАПМАЛМАЕМАЩМАЕМАЕМАВ ­ Какую фамилию прочитали? Совместная формулировка УЗ. Кто догадался, про кого сегодня будет идти речь? ­ Молодцы, ребята! Сегодня мы познакомимся с творчеством Алексея Николаевича Плещеева (показываю портрет). 3. Поиск решения учебной задачи ­ Рассмотрите портрет. ­Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд? Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 ноября 1825. Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его воспитанием занималась Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование. Алексей Николаевич Плещеев с 1839г учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. мать, О Плещееве Добрый, внимательный Дети делают конспект слушают, Метод: диалога, рассуждения, объяснения, работа с книгой Прием: Презентация, физминутка, ответ, вопрос Умение находить информацию из презентации­ иллюстраций Умение в ходить в диалог Познавательное УУД: поиск информации Умение находить информацию из иллюстраций и осознавать её;

Плещеев Военная карьера Плещеева не привлекала, и в 1842г. он покинул училище, а осенью 1843г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко – филологического университета. В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом. Любимый поэт русской молодежи 1840­х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихотворения будут собраны поэтом в Москве в его сборнике «Подснежник». Многие произведения поэта (особенно- стихи для детей) стали хрестоматийными, считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста Умение формулировать правила в месте с учителем Умение слушать и слышать других Лида читает стихотворение

романсов. ОТКРОЙТЕ УЧЕБНИК НА СТРАНИЦЕ 155 Познакомимся с произведением Алексея Николаевича Плещеева «Дети и птичка». Ребята давайте прочитаем стихотворение. Есть желающие прочитать? Лида прочитай ДЕТИ И ПТИЧКА «Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких! Не улетай от нас прочь... Подожди!» - «Милые крошки! Из вашей сторонки Гонят меня холода и дожди. Вон на деревьях, на крыше беседки Сколько меня поджидает подруг! Завтра вы спать ещё будете, детки, А уж мы все понесёмся на юг. Нет там ни стужи теперь, ни дождей, Ветер листы не срывает с ветвей, Солнышко в тучи не прячется там...»- «Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?» Восприятие, осмысление текста

«Я с запасом новых песен К вам вернусь, когда с полей Снег сойдёт, когда в овраге Зажурчит, блестя, ручей- И начнёт под вешним" солнцем Вся природа оживать... Я вернусь, когда, малютки, Вы уж будете читать!» 1 СТРОФА 1) Как автор называет детей? А птиц? 2) О чем сожалеют «милые крошки? 3) Как автор объясняет отлет птиц? 4) Что значит выражение «гонят холода»? 5) Подберите синоним к слову детки? 2 СТРОФА 1) Как рано улетают птицы? Докажите текстом. милые ­ Детей крошки Птичка, подруг То, что птички улетаю на юг Гонят птичек холода и дожди Это когда очень холодно и птицы не выдерживают холода Ребенок, маленький малыш,

2) Какой глагол указывает на стремительность действия птиц? Ночью Понесемся Нет там ни стужи теперь, ни дождей, ветер листвы не срывает ветвей Скоро ли птичка вернётся к ним С запасом песен вернётся птичка Снег сойдет, когда в овраге Зажурчит, ручей блестя, 3) Как описывается юг. Расскажите. 4) Какой вопрос ещё волнует детей? 5) Что принесут птицы с весною в родные края? 6) Назовите приметы весны в ответе птички. 7) Прочитайте описание ручья. Физминутка. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И зарядку продолжаем. Зарядка для глаз.

4. Практическое применение Теперь ребята давайте прочитаем стихотворение по ролям. Нам нужно распределить роли ­дети ­птичка ­автор Дети распределяют роли (по желанию) Практический метод Умение применять новые знания на практике; Умение регулировать и понимать при выполнений упражнений 5. Итог (рефлексия) Кто будет птичкой? Кто будет читать за детей? Кто будет читать за автора? Молодцы! Теперь нарисуйте птичку как вы ее представляете ДЕМОНСТРАЦИЯ РИСУНКОВ Вам понравилось произведение которое мы читали? Что вы узнали нового об Алексее Николаевиче Плещееве? Домашнее задание подготовиться к выразительному чтение произведения «Дети и птичка» стр.145 Молодцы! – Урок закончен. Всем спасибо! Дети рисуют птичек Да Ответы детей Метод: обсуждения; Прием: вопросов, ответов Умение обобщать пройденную тему; Умение свое понимание оценивать Спасибо!

Слайд 2

Прочитайте пословицы и отгадайте, о ком они говорят

Всякая она сети боится. Всякая она пером красуется. Где она ни летает, а своё гнездо знает. Ей даны крылья, а человеку – разум.

Слайд 3

(1825-1893)

Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в г. Кострома. Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование. Алексей Николаевич Плещеев

Слайд 4

Алексей Николаевич Плещеев с 1839г учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Военная карьера Плещеева не привлекала, и в 1842г. он покинул училище, а осенью 1843г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко – филологического университета.

Слайд 5

В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом.

Слайд 6

Любимый поэт русской молодежи 1840-х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихотворения будут собраны поэтом в Москве в его сборнике «Подснежник».

Слайд 7

Слайд 8

  • Слайд 9

    1строфа

    1. 1. Евгений Абрамович Баратынский «Весна, весна!» «Где сладкий шёпот моих лесов?»
    2. 2. Всякая она сети боится. Всякая она своим пером красуется. Где она ни летает, а своё гнездо знает. Ей даны крылья, а человеку – разум.
    3. 3. Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в г. Кострома. Детство поэта прошло в Нижнем Новгороде, где с 1827 г. служил его отец, скончавшийся, когда Плещеев был ещё ребёнком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование, продолженное им в Петербурге (куда он переселился вместе с матерью в 1839 г.) в школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
    4. 4. Однако царившая там атмосфера угнетала, военная карьера его не привлекала, и в 1842 г. он покинул училище (уволен по болезни), а осенью 1843 г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко-филологического факультета. В студенческие годы значительно расширился круг знакомств Плещеева и определилась сфера его интересов: литературные и театральные увлечения сочетались с обращением к истории и политической экономии. Он писал стихи, а во второй половине 40-х годов Плещеев довольно успешно выступал и как прозаик. Его деятельность переводчика охватывала весь его творческий путь. Он переводил прозу и стихи.
    5. 5. Современники вспоминали Плещеева как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь литератору, в особенности начинающему. Однако и у самого Плещеева жизнь складывалась нелегко: после ссылки он многие годы находился под полицейским надзором. Всю жизнь он боролся с нуждой и, чтобы содержать семью (в 1864 г. умерла его жена, позднее он женился вторично, и от обоих браков у него были дети), вынужден был определиться на службу, не оставляя вместе с тем и литературных занятий.
    6. 6. В литературном мире он пользовался общим уважением как старейший и честный писатель. Лишь последние годы жизни Плещеев провёл относительно спокойно: он получил большое наследство и, свободный от изнурительной работы, путешествовал за границей; однако здоровье его уже было подорвано, и ему не довелось осуществить накопившиеся творческие планы.
    7. 7. стр. 145  Подберите синонимы к словам: ДЕТКИ – ПОДРУГА – РЕБЯТКИ ПОДРУЖКА, ПОДРУЖЕНЬКА  Подберите антоним к слову: ЗВОНКИЙ – ГЛУХОЙ

    Литературное чтение

    Учитель: Петренко Л.П. Класс: 4-А

    Тема: « А.Н. Плещеев. Дети и птичка»

    образовательные

    Познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева, добиться понимания смысла

    стихотворения;

    Развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть

    настроение лирического произведения;

    Развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей;

    Помочь вспомнить определение и найти в тексте образные языковые средства –

    эпитеты, олицетворения;

    Формировать навыки словесного рисования.

    коррекционные

    Коррекция речевого, зрительного и слухового внимания;

    Развитие и обогащение словарного запаса;

    Развивать память, речь, воображение и образное мышление;

    Развивать творческое воображение учащихся;

    воспитательные

    Воспитывать художественный вкус, прививать любовь к стихотворениям;

    Воспитать бережное отношение к природе.

    оборудование : портрет поэта, современный толковый словарь русского языка, книги, учебник, аппликация “Осень”, магнитофонная запись П.И.Чайковский “Времена года”, раздаточный материал.


    ХОД УРОКА

      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ .

    1. Создание эмоционального настроя урока.

    Назовите свои имена. (Дети вслух произносят свои имена)

    Я попрошу сесть того, в чьём имени есть слог КИ, И, ВА, ТЯ, ВЕ, ДА, Я.

    Молодцы!

    Что вы можете сказать о сегодняшней погоде?

    Несмотря на осеннюю погоду, наше настроение должно быть всегда хорошим, тогда день будет удачным.

    Улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки нашим гостям.

    2 . ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА

    На уроке мы будем следить за своей речью.

    Повторим правила речи (написаны на стенде).

    ПРАВИЛА РЕЧИ.

      Все звуки произноси чётко.

      Говори выразительно, неторопливо.

      Не разрывай слова.

      Перед началом речи сделай вдох и говори равномерно выдыхая.

      Постановка индивидуальных целей урока:

    Никита, Вероника – следите за проговариванием звуков

    Игорь, Илья – следите за своим дыханием.

      ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА.

    Сегодня мы проведем работу над совершенствованием техники чтения, познакомимся с творчеством поэта, прочитаем его стихотворения и проанализируем их.

    Какое время года мы наблюдаем?

    Назовите осенние месяцы.

    Какой сейчас месяц?

    Кто из вас любит осень и почему?

    Какое настроение вам приносит осень?

    - Какие народные приметы об осени знаете?

    1.Осень – пора созревания плодов и сбор урожая.

    2. Осенью листья на деревьях меняют окраску и падают. Это явление называется листопадом.

    3.Трава желтеет, цветы вянут.

    4. Перелетные птицы (ласточки, лебеди, утки, гуси, скворцы, грачи и др.) собираются в стаи и улетают на юг.

    5. Звери осенью готовятся к зиме: делают запасы(белки, бурундуки), ищут

    место для зимней спячки (медведи, ежи), линяют – «меняют шубы»

    (зайцы, волки, лисы).

    6. Дни становятся короче, часто идут дожди.

    - Рассмотрите внимательно фотографии.

    Какие краски на них преобладают?

    Какое настроение они создают?

    Озаглавьте пейзажи на этих фотографиях.

    Можно ли к фотографиям сделать подписи, подобрав фразы из «Народных примет»?

    II . РАБОТА НАД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ .

    Для начала сделаем гимнастику для глаз .

    Нарисуйте глазками облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

    - Проведём речевую разминку. Жужжащее чтение.

    Прочитайте стихотворение Владислава Бахревского медленно, а затем как скороговорку.

    У чибиса – чудеса:

    Чьи леса? Чья лиса?

    Чьи вы сами?

    Чьи вы сами?

    С лисами,

    С весной,

    С лесами?

    С чибисами,

    С чудесами?

    (После самостоятельной подготовки, учащиеся читают индивидуально, по желанию).

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

    IV . РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ .

    Загадка в пословицах.

    - Прочитайте пословицы и отгадайте , о чем или о ком они говорят .

    Всякая она своим пером красуется.

    Где она ни летает, а своё гнездо знает.

    (Птица.)

    - Восстановите пословицы и объясните их смысл.

    Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку.

    Задание, которое вы выполните, поможет узнать фамилию поэта, с чьим творчеством мы сегодня познакомимся.

    Возьмите полоски бумаги и зачеркните только одинаковые слоги.

    МА ПМА ЛМА ЕМА ЩМА ЕМА ЕМА В

    Какую фамилию прочитали?

    - Плещеев.

    Молодцы, ребята! Сегодня мы познакомимся с творчеством

    Алексея Николаевича Плещеева (показываю портрет).

    Скучная картина!

    Тучи без конца.

    Дождик так и льется.

    Лужи у крыльца.

    Мы меньше всего думаем о том, кто написал эти строки и вообще принадлежит ли они чьему-либо перу, - они стали нашей собственностью, мы уже мыслим ими. Счастлива судьба поэта, чьи стихи переходят из поколения в поколение! Бессмертно имя его.

    Кто же он, подаривший нам неувядающие строки, проникнутые любовью к России, к ее народу, к родной русской природе и верой в светлое будущее своей Отчизны?

    Подготовленный ученик рассказывает о жизни и творчестве

    А.Н. Плещеева.

    Писать стихи и печататься Плещеев начал еще студентом. В середине 19в. вышла первая книжка его стихов.

    В ней было стихотворение «Вперед».

    Вперед без страха и сомненья

    На подвиг доблестный, друзья!

    Зарю святого искупленья

    Уж в небесах завидел я.

    Смелей! Дадим друг другу руки

    И вместе двинемся вперед,

    И пусть под знаменем науки

    Союз наш крепнет и растет.

    Это стихотворение расценивалось современниками Плещеева, как призыв к революционной борьбе против крепостного права.

    Поэт был арестован за участие в тайном политическом кружке и посажен в

    Петропавловскую крепость. Ему грозила каторга. Однако суд постановил лишить всех прав состояния и сослать в Сибирь.

    Более 9 лет служил Плещеев в Уральске. Лишь спустя 10 лет поэт получил разрешение жить в столице и был взят под строгий надзор полиции.

    Вернувшись в Москву, поэт целиком отдается литературной работе. Он пишет стихотворения, поэмы, повести. Был известен как переводчик и критик.

    - Ребята, а какие стихотворения А.Н.Плещеева мы уже читали раньше?

    Уж тает снег, бегут ручьи,

    В окно повеяло весною …

    Засвищут скоро соловьи,

    И лес оденется листвою!

    Весна”

    Осень наступила,

    Высохли цветы,

    И глядят уныло

    Голые кусты.

    Вянет и желтеет

    Травка на лугах.

    Только зеленеет

    Озимь на полях.

    Осень наступила”

    Травка зеленеет,

    Солнышко блестит.

    Ласточка с весною

    В сени к нам летит.

    О чём эти стихи? (О красоте русской природы, о любви к ней).

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

    ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ .

    Учитель читает стихотворение (включается магнитофон).

    - Подумайте и ответьте на вопросы, записанные на доске.

    Ученики читают вопросы и отвечают на них.

    Ребята, а чем необычно это произведение?

    Написано в форме диалога.

    Назовите собеседников.

    Дети и птичка.

    СЛОВАРНО-ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.

    Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов.

    Дети выясняют смысл слов с помощью словаря .

    Стужа – сильный холод, мороз

    Вешним – весенним

    Понесёмся – следовать очень быстро, стремительно одно за другим

    - Сейчас вы самостоятельно будете читать стихотворение.

    Самостоятельное чтение стихотворения. (Включается музыка П.И.

    Чайковского)

    РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ.

    - Что вы чувствовали, читая стихотворение?

    Можем ли мы по этому стихотворению судить о характере автора?

    В какое время года происходит разговор детей и птички?

    О чём просят дети птичку?

    Не улететь от них.

    Почему просят птичку не улетать?

    Жаль песенок звонких.

    Что она им отвечает?

    Гонят её холода, дожди, нет пищи, насекомых.

    Какой вопрос задают птичке дети?

    Скоро ли, птичка, вернешься ты к нам?

    Как она им объяснила время своего прилета назад?

    С полей снег сойдет, зажурчит ручей.

    Какое это будет время года?

    Ребята, чтобы мы ярко представили осень, образы птички, детей, какие приёмы использовал поэт? (олицетворение, эпитеты)

    На доске определение терминов - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

    Найдите в тексте слова, которые выбирает автор, чтобы передать свое отношение к маленькой крохе.

    - «Птичка, песенка »- уменьшительно- ласкательные суффиксы, чтобы показать, что это крохотное существо.

    РАБОТА НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ ЧТЕНИЯ

    Определите, что при чтении стихотворения важно передать слушателям, чтобы показать свое отношение к маленькой птичке?

    С грустным настроением, с болью и печалью.

    Значит, темп – быстрый. Прочитайте первую часть.

    Дети выполняют задание.

    Меняется ли настроение во второй части стихотворения ?

    Вторая часть – взволнованно, с чувством лёгкой грусти.

    Темп – плавный, неспешный.

    Прочитайте вторую часть.

    Дети выполняют задание.

    1. Поставим в стихотворении логические ударения и паузы.

    (текст стихотворения напечатан на отдельном листе для каждого ученика)

    Карандашом подчеркните важные слова.

    – Давайте расставим паузы, которые необходимо соблюдать при чтении стихотворения. Воспользуемся обозначениями, изображенными на доске:

    Работа выполняется с учителем.

    | – малая пауза

    / – большая пауза

    // – очень большая пауза

    Прочитайте так, чтобы понравилось поэту.

    2. Выразительное чтение стихотворения детьми.

    - Какое настроение было в начале стихотворения?

    Каким оно стало в конце? (слегка грустным потому, что птичка обещала вернуться).

    3. Чтение стихотворения по ролям.

    Если бы было задание - нарисовать рисунок.

    Что можно изобразить?

    Какие краски помогут представить это?

    Какими вы представляете детей? Где они живут? Как одеты?

    Опишите, какой вы представляете птичку?

    Опишите, как вы представляете беседу детей и птички? (место, время).

    По вашим рассказам у нас появился маленький уголок леса, где могла произойти эта встреча. В этом уголке есть дерево, но не хватает птички, о которой мы сегодня говорили. Мы с вами делали аппликацию “Листопад”. Прикрепите к дереву ваших птичек, которых вы готовили на уроке труда.

    (Дети подходят к стенду и на свои работы прикрепляют птичек).

    Как вы оцениваете свою работу на уроке? Расскажите по схеме:

    узнал, открыл для себя…

    Сегодня на уроке я: научился, смог …

    похвалить себя и своих одноклассников за…

    . Активизация читательского интереса учащихся.

    Если вам интересно узнать о жизни поэта, о его произведениях, пожалуйста, познакомьтесь с ними в библиотеке, прочитайте, потом расскажете нам на следующем уроке.

    . ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ .

    - Ребята, в нашем учебнике к стихотворению А.Н.Плещеева нет иллюстрации.

    Давайте оформим это стихотворение в виде книжки-самоделки.

    ГБОУ СШ № 314 Фрунзенского района
    Санкт-Петербурга
    Учитель Яковлева И.А.

    Урок чтения в 4 классе

    Тема: А.Н. Плещеев. Дети и птичка

    Цели:
    образовательные
    - познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева, добиться понимания смысла
    стихотворения;
    - развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть
    настроение лирического произведения;
    - развивать навыки выразительного чтения, творческие способности детей;
    - помочь вспомнить определение и найти в тексте образные языковые средства
    эпитеты, олицетворения;
    - формировать навыки словесного рисования.
    коррекционные
    - коррекция речевого, зрительного и слухового внимания;
    - развитие и обогащение словарного запаса;
    - развивать память, речь, воображение и образное мышление;
    - развивать творческое воображение учащихся;
    воспитательные
    - воспитывать художественный вкус, прививать любовь к стихотворениям;
    - воспитать бережное отношение к природе.

    Оборудование: портрет поэта, современный толковый словарь русского языка, книги, учебник, аппликация Осень, магнитофонная запись П.И.Чайковский Времена года, раздаточный материал.

    ХОД УРОКА

    I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

    К нам приехали гости.

    Поздороваемся с ними.

    1. Создание эмоционального настроя урока.
    - Назовите свои имена. (Дети вслух произносят свои имена)

    Я попрошу сесть того, в чьём имени есть слог КИ, И, ВА, ТЯ, ВЕ, ДА, Я.

    Молодцы!

    Что вы можете сказать о сегодняшней погоде?

    2-
    - Несмотря на осеннюю погоду, наше настроение должно быть всегда хорошим, тогда день будет удачным.

    Улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки нашим гостям.

    2 . ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ УРОКА
    - На уроке мы будем следить за своей речью.
    - Повторим правила речи (написаны на стенде).

    ПРАВИЛА РЕЧИ.
    1.Все звуки произноси чётко.
    2.Говори выразительно, неторопливо.
    3.Не разрывай слова.
    4.Перед началом речи сделай вдох и говори равномерно выдыхая.

    3.Постановка индивидуальных целей урока:
    Никита, Вероника следите за проговариванием звуков
    Игорь, Илья следите за своим дыханием.

    II.ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ УРОКА.

    Сегодня мы проведем работу над совершенствованием техники чтения, познакомимся с творчеством поэта, прочитаем его стихотворения и проанализируем их.

    Какое время года мы наблюдаем?

    Назовите осенние месяцы.

    Какой сейчас месяц?

    Кто из вас любит осень и почему?

    Какое настроение вам приносит осень?

    Какие народные приметы об осени знаете?
    1.Осень пора созревания плодов и сбор урожая.

    2. Осенью листья на деревьях меняют окраску и падают. Это явление называется листопадом.

    3.Трава желтеет, цветы вянут.

    4. Перелетные птицы (ласточки, лебеди, утки, гуси, скворцы, грачи и др.) собираются в стаи и улетают на юг.

    5. Звери осенью готовятся к зиме: делают запасы(белки, бурундуки), ищут
    место для зимней спячки (медведи, ежи), линяют меняют шубы
    (зайцы, волки, лисы).

    6. Дни становятся короче, часто идут дожди.
    - Рассмотрите внимательно фотографии.

    3-
    - Какие краски на них преобладают?

    Какое настроение они создают?

    Озаглавьте пейзажи на этих фотографиях.

    Можно ли к фотографиям сделать подписи, подобрав фразы из Народных примет?

    II. РАБОТА НАД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ.

    Для начала сделаем гимнастику для глаз.
    - Нарисуйте глазками облако на потолке класса и проследите путь снежинки до земли.

    Проведём речевую разминку. Жужжащее чтение.

    Прочитайте стихотворение Владислава Бахревского медленно, а затем как скороговорку.

    У чибиса чудеса:
    Чьи леса? Чья лиса?
    Чьи вы сами?
    Чьи вы сами?
    С лисами,
    С весной,
    С лесами?
    С чибисами,
    С чудесами?

    (После самостоятельной подготовки, учащиеся читают индивидуально, по желанию).

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
    ВЫ, НАВЕРНОЕ, УСТАЛИ? ДА!
    И ПОЭТОМУ ВСЕ ВСТАЛИ.
    ДРУЖНО ВЫТЯНУЛИ ШЕИ
    И, КАК ГУСИ, ЗАШИПЕЛИ: Ш ш ш!
    ПОШИПЕЛ. ПОМОЛЧАЛИ
    И, КАК ЗАЙЦЫ, ПОСКАКАЛИ.
    ПОСКАКАЛИ, ПОСКАКАЛИ
    И ЗА КУСТИКОМ ПРОПАЛИ.

    IV. РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

    Загадка в пословицах.

    Прочитайте пословицы и отгадайте, о чем или о ком они говорят.

    Всякая она своим пером красуется.
    Где она ни летает, а своё гнездо знает.
    (Птица.)

    Восстановите пословицы и объясните их смысл.

    Ребята, мы продолжаем работать в разделе Поэтическая тетрадь.

    4-
    - Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку.

    Задание, которое вы выполните, поможет узнать фамилию поэта, с чьим творчеством мы сегодня познакомимся.

    Возьмите полоски бумаги и зачеркните только одинаковые слоги.
    МАПМАЛМАЕМАЩМАЕМАЕМАВ

    Какую фамилию прочитали?
    - Плещеев.

    Молодцы, ребята! Сегодня мы познакомимся с творчеством
    Алексея Николаевича Плещеева (показываю портрет).

    Скучная картина!
    Тучи без конца.
    Дождик так и льется.
    Лужи у крыльца.

    Мы меньше всего думаем о том, кто написал эти строки и вообще принадлежит ли они чьему-либо перу, - они стали нашей собственностью, мы уже мыслим ими. Счастлива судьба поэта, чьи стихи переходят из поколения в поколение! Бессмертно имя его.
    - Кто же он, подаривший нам неувядающие строки, проникнутые любовью к России, к ее народу, к родной русской природе и верой в светлое будущее своей Отчизны?

    Даня расскажет нам биографию поэта.
    Подготовленный ученик рассказывает о жизни и творчестве
    А.Н. Плещеева.

    Молодец!
    - Немного добавлю к словам Дани.
    Учитель:
    - Писать стихи и печататься Плещеев начал еще студентом. В середине 19в. вышла первая книжка его стихов.

    В ней было стихотворение Вперед.
    Вперед без страха и сомненья
    На подвиг доблестный, друзья!
    Зарю святого искупленья
    Уж в небесах завидел я.
    Смелей! Дадим друг другу руки
    И вместе двинемся вперед,
    И пусть под знаменем науки
    Союз наш крепнет и растет.

    Это стихотворение расценивалось современниками Плещеева, как призыв к революционной борьбе против крепостного права.
    - Поэт был арестован за участие в тайном политическом кружке и посажен в
    Петропавловскую крепость. Ему грозила каторга. Однако суд постановил лишить всех прав состояния и сослать в Сибирь.
    -
    -5-
    Более 9 лет служил Плещеев в Уральске. Лишь спустя 10 лет поэт получил разрешение жить в столице и был взят под строгий надзор полиции.
    - Вернувшись в Москву, поэт целиком отдается литературной работе. Он пишет стихотворения, поэмы, повести. Был известен как переводчик и критик.

    Ребята, а какие стихотворения А.Н.Плещеева мы уже читали раньше?
    Уж тает снег, бегут ручьи,
    В окно повеяло весною
    Засвищут скоро соловьи,
    И лес оденется листвою!
    Весна
    Осень наступила,
    Высохли цветы,
    И глядят уныло
    Голые кусты.
    Вянет и желтеет
    Травка на лугах.
    Только зеленеет
    Озимь на полях.
    Осень наступила
    Травка зеленеет,
    Солнышко блестит.
    Ласточка с весною
    В сени к нам летит.

    О чём эти стихи? (О красоте русской природы, о любви к ней).

    Вы видите книжную (выставку). Здесь помещены стихи автора.
    Можете после урока посмотреть их.

    ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
    РУКИ ЗА СПИНКУ, ГОЛОВКИ НАЗАД.
    ГЛАЗКИ ПУСКАЙ В ПОТОЛОК ПОГЛЯДЯТ.
    ГОЛОВКИ ОПУСТИМ НА ПАРТУ ГЛЯДИ.
    И СНОВА НАВЕРХ ГДЕ ТАМ МУХА ЛЕТИТ?
    ГЛАЗАМИ ПОВЕРТИМ, ПОИЩЕМ ЕЁ

    ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ.

    Подумайте и ответьте на вопросы, записанные на доске.

    1. Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?

    Ученики читают вопросы и отвечают на них.

    Ребята, а чем необычно это произведение?
    - Написано в форме диалога.

    Назовите собеседников.
    - Дети и птичка.

    СЛОВАРНО-ЛЕКСИЧЕСКАЯ РАБОТА.
    - Прежде, чем вы самостоятельно прочитаете стихотворение, выясним смысл непонятных слов.

    Дети выясняют смысл слов с помощью словаря.
    Прочь подальше от кого-либо
    Стужа сильный холод, мороз
    Вешним весенним
    Понесёмся следовать очень быстро, стремительно одно за другим

    Самостоятельное чтение стихотворения. (Включается музыка П.И.
    Чайковского)

    РАБОТА С ТЕКСТОМ СТИХОТВОРЕНИЯ.
    - Что вы чувствовали, читая стихотворение?

    Можем ли мы по этому стихотворению судить о характере автора?

    В какое время года происходит разговор детей и птички?

    Осенью.

    О чём просят дети птичку?
    - Не улететь от них.

    Почему просят птичку не улетать?
    - Жаль песенок звонких.
    - Что она им отвечает?

    Гонят её холода, дожди, нет пищи, насекомых.

    Какой вопрос задают птичке дети?
    - Скоро ли, птичка, вернешься ты к нам?

    Как она им объяснила время своего прилета назад?
    - С полей снег сойдет, зажурчит ручей.

    Какое это будет время года?

    7-
    - Весна.

    Ребята, чтобы мы ярко представили осень, образы птички, детей, какие приёмы использовал поэт? (олицетворение, эпитеты)

    На доске определение терминов - ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
    ЭПИТЕТЫ

    Найдите в тексте слова, которые выбирает автор, чтобы передать свое отношение к маленькой крохе.
    - Птичка, песенка- уменьшительно- ласкательные суффиксы, чтобы показать, что это крохотное существо.

    РАБОТА НАД ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬЮ ЧТЕНИЯ

    Определите, что при чтении стихотворения важно передать слушателям, чтобы показать свое отношение к маленькой птичке?

    С грустным настроением, с болью и печалью.

    Значит, темп быстрый. Прочитайте первую часть.

    Дети выполняют задание.

    Меняется ли настроение во второй части стихотворения?
    С каким чувством вы будете его читать?

    Вторая часть взволнованно, с чувством лёгкой грусти.

    Темп плавный, неспешный.

    Прочитайте вторую часть.

    Дети выполняют задание.

    1. Поставим в стихотворении логические ударения и паузы.
    (текст стихотворения напечатан на отдельном листе для каждого ученика)

    Карандашом подчеркните важные слова.

    Давайте расставим паузы, которые необходимо соблюдать при чтении стихотворения. Воспользуемся обозначениями, изображенными на доске:

    Работа выполняется с учителем.

    8-
    | малая пауза
    / большая пауза
    // очень большая пауза
    ! -

    Прочитайте так, чтобы понравилось поэту.

    9-
    2. Выразительное чтение стихотворения детьми.

    Какое настроение было в начале стихотворения?
    - Каким оно стало в конце? (слегка грустным потому, что птичка обещала вернуться).

    3. Чтение стихотворения по ролям.

    Если бы было задание - нарисовать рисунок.

    Что можно изобразить?

    Какие краски помогут представить это?

    Какими вы представляете детей? Где они живут? Как одеты?

    Опишите, какой вы представляете птичку?

    Опишите, как вы представляете беседу детей и птички? (место, время).

    По вашим рассказам у нас появился маленький уголок леса, где могла произойти эта встреча. В этом уголке есть дерево, но не хватает птички, о которой мы сегодня говорили. Мы с вами делали аппликацию Листопад. Прикрепите к дереву ваших птичек, которых вы готовили на уроке труда.

    (Дети подходят к стенду и на свои работы прикрепляют птичек).

    Узнал, открыл для себя

    Сегодня на уроке я: научился, смог

    Похвалить себя и своих одноклассников за

    Активизация читательского интереса учащихся.

    Если вам интересно узнать о жизни поэта, о его произведениях, пожалуйста, познакомьтесь с ними в библиотеке, прочитайте, потом расскажете нам на следующем уроке.

    10-
    . ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.
    - Ребята, в нашем учебнике к стихотворению А.Н.Плещеева нет иллюстрации.

    Давайте оформим это стихотворение в виде книжки-самоделки.

    На второй странице сделайте иллюстрацию к стихотворению. Это будет вашим домашним заданием.

    И те ребята, кому понравились стихи А.Плещеева напишут в книжку ещё одно стихотворение.

    Спасибо за урок.